Тема: Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы
Цель урока Познакомить учащихся с особенностями строение и жизнедеятельность грибов. 
Задачи:

1.Познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности грибов.
2. Учиться распознавать съедобные и несъедобные грибы.
3.Ознакомить с особенностями строения и способом питания шляпочных грибов.
4.Формировать представления о роли грибов в жизни растений, животных леса и человека.
5.Воспитывать любовь и бережное отношение к грибнице.
6.Развивать логическое мышление и внимание.


Методы и методические приемы Совестный(беседа, рассказ); демонстрационный (схемы коллекции, муляжи шляпочных грибов);
таблицы «Внешнее строение шляпочных грибов», «съедобные и несъедобные грибы»;
Оборудование модели плодовых тел грибов, засушенные грибы
Основные понятия грибница, хитин, мицелий, спора, плодовое тело, симбиоз, грибокорень или микориза,
Литература
и методические 
пособия Основная : 1.Биология. Бактерии, грибы, растения 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2007- 174 с.
2.Биология. 6кл. Технологические карты уроков. Метод. пособие.- СПб.: «Паритет», 2001.-224 с.
3. Биология. Бактерии, грибы, растения 6 класс: поурочное планирование по учебнику В.В. Пасечник \ авт- сост. А.А.Калинина.- М.: «Вако» , 2007.- 256 с.
Дополнительная:
4. Биология. 6-7 кл. : Развернутое тематическое планирование по программе Н.И. Сонина, В. Б.Захарова, А.А. Плешакова/ Сост. М.В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2005.- 132с. 
5.Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: Рабочая тетрадь для учителя.- М.: Дрофа, 2001.- 128 с. 


Ход урока




проверочная работа 





1. Клетки бактерий имеют одно или несколько ядер
2.Бактерия- одни из самых древних организмов на земле.
3. Среди бактерий много полезных для человека видов.
4. Все бактерии ведут паразитический образ жизни.
5.Бактерии мелкие живые существа, которые можно увидеть лишь с помощью лупы.
6. Многие бактерии являются возбудителями различных заболеваний человека.
гриппом заболевают вследствие заражения гриппозной палочкой.
7. неблагоприятные периоды бактерия переживает в состояние споры.
9.Азотофиксирующие бактерии на корнях бобовых растений обогащенных почву азотом.
10. Квашение капусты и силосование кормов вызывают молочно кислые бактерии.
11.Гантелеобразная форма характерна для бактерий.
12. Основное отличие бактериальной клетки от растительной в том что нет ядра.
3. Новый материал 
Загадка: « встала шапка из травы
нет под шапкой головы» 
(гриб)


Тема нашего урока «Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы.»
Микология – наука о грибах – возникла очень давно. Впервые в IV веке до нашей эры написал о грибах Аристотель, а его ученик Теофраст описал свойства шампиньонов, трюфелей, сморчков. Гиппократ в V в. до н.э. грибы стали делить на съедобные и ядовитые. 
С глубокой древности эти дары природы привлекали людей своими вкусовыми качествами. Конечно, не обходилось и без отравлений . Но любовь к вкусным блюдам побудила научиться отличать съедобные грибы от несъедобных. В нашей стране особенно популярными грибами стали в X веке с принятием на Руси христианской веры, которая предписывала поститься около 200 дней в году. 
Не все грибы пользовались авторитетом у славян. Не были почитаемы шампиньоны, дождевики, навозники, зонтики.
В древней Руси слово грибы не употреблялось. Говорили: “губы ломать”, т.е. “идти по грибы”. Слово грибы появилось в русском языке в начале XVI века, но еще долго в народной памяти оставалось прежнее название грибов – “губы”. 
Пожалуй, ни в одной стране не было таких грибных промыслов, как в России. С наступлением грибного сезона целые деревни уходили на сборы грибов, а затем огромный караван, груженный свежими, солеными и сушеными грибами, направлялся в губернские и уездные города. Была даже на Руси своя грибная столица – город Судиславль в Костромской губернии. 
Иностранцы, жившие в России, восторгались вкусовыми качествами русских грибов. Грибных блюд уже в то время знали множество. Так, на званом обеде 17 марта 1699 года столы патриарха Андриана украшали “три пирога с грибами, два пирожка с груздями, грибы холодные с маслом, грузди гретые соком да с маслом, капуста шотковая с грибами, галушки грибные на два “наряда грибов в тесте”.
Отношение к употреблению грибов на Руси у разных народов было разное. Совсем не употребляли их в пищу татары, якуты, ненцы. Евреи предпочитали лисички, в которых никогда не бывает червей (треф), так как согласно законам иудейской религии трефную пищу есть воспрещалось. 
В Западной Европе грибы называли мясом бедняков. В Англии и Франции употребляли только трюфели, которые рассказывали специально обученные собаки таксы.
Каково же современное отношение к грибам? Оказывается, в ряде районов нашей страны не собирают волнушки, считая их ядовитыми. К несъедобным грибам в большинстве северных областей причисляют дождевики и опята. В некоторых местностях Северного Кавказа и Закавказья население относится подозрительно к подберезовикам, подосиновикам и даже белым грибам. Немцы употребляют в основном лисички. Англичане признают лишь шампиньоны, трюфели и сморчки. Французы все опята причисляют к ядовитым грибам. В Италии считают вредными маслята, а в Швейцарии относят к поганкам даже белый гриб. 




Все грибы имеют в клетках ядро (одно или несколько) и являются эукариотами.
Грибы занимают особое положение в системе органического мира. Они не являются ни растениями, ни животными, однако имеют некоторые черты сходства с ними. Среди грибов есть одноклеточные и многоклеточные организмы.
Своеобразие грибов состоит в сочетании признаков как растений, так и животных. Они, так же как и растения, неподвижны, постоянно растут верхушечной частью, имеют прочные клеточные стенки, способны синтезировать витамины и гормоны, дышат кислородом, часто осуществляют вегетативное размножение. В клетках некоторых видов грибов, как и у некоторых водорослей, не одно, а много ядер. Все эти признаки сближают грибы с растениями, поэтому раньше их относили к низшим растительным организмам.
Наряду с этим грибы обладают многими признаками животного организма. Они, так же как и животные, являются гетеротрофами, так как не имеют хлорофилла, поэтому питаются готовыми органическими веществами. В их клеточных стенках содержится хитин, как у животных, углеводы запасаются в виде гликогена. Они способны образовывать мочевину.
Сходство грибов с растениями и животными.С животными С растениями
1. Гетеротфорное питание 
2. Содержание в клетках хитина образование запасного продукта гликогена. 
3. Продуктом выделения является мочевина. 1. Питание путем всасывания 
2. Неограниченный рост 
3. Вегетативное размножение и спорами.

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz